rtrg?p=VK-RTRG-355434-fenb7

ПОСТРОЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ МАТРИЦЫ В ЮТД

6. Принципы построение ассортиментной матрицы в программе “Ювелирный Торговый Дом”.

Прежде чем приступать к формированию ассортиментной матрицы, необходимо объяснить основные термины.

Групповая матрица – набор характеристик, описывающих элемент номенклатуры. Например: плетение – диаметр проволоки – размер. Это значит, что для данной матрицы подходят все изделия, у которых свойства “плетение, диаметр проволоки, размер” равны значениям, определенным в матрице.

Артикульная матрица – это набор артикулов, которые и представляют собой общий объем подсортировки, но уже разбитый по артикулам.

Зачем тогда нужна Групповая матрица? Не проще ли все свести к артикулам? В некоторых случаях не проще. Если у вас сеть магазинов состоит из 3-7 торговых точек, то, скорее всего, собрать артикульную матрицу по всем Товарным группам/Товарным категориям не получится. Из-за небольшого объема реализации, продажи конкретного артикула, артикула который нужен для заполнения всего объема матрицы, могут быть на уровне статистической погрешности, то есть не превышать 5% от общего объема продаж в группе. Кроме того, если происходит постоянное обновление ассортимента, то управлять чисто артикульной матрицей довольно хлопотно и накладно. Удобнее сгруппировать продаваемый ассортимент по набору характеристик.

Но, все же, часто среди всего ассортимента есть “хиты”. Это наиболее продаваемые изделия, изделия которые должны быть всегда на прилавке. Для такого ассортимента в “Ювелирном Торговом Доме” введено понятие “ядро”.

Ядро групповой матрицы - набор артикулов, который удовлетворяет условиям групповой матрицы, но не заполняет весь объем групповой матрицы. При подсортировке склада, в первую очередь будут выбираться артикула из ядра, а потом уже и все остальные, удовлетворяющие условиям. К групповой матрице ядро может быть и не привязано. Это означает, что подбор артикулов будет осуществляться на основе внутреннего ранжирования.

Групповая матрица со 100% ядром может быть “открытой” и “закрытой”. Закрытая матрица означает, что если с остатков не удалось подобрать артикула по точному соответствию артикул + размер, то матрица останется незаполненной, даже не смотря на то, что на остатках могут быть изделия, которые подходят по групповым параметрам. То есть, если на остатках нет нужных артикулов, то матрица останется незаполненной. В открытую матрицу, помимо артикулов из ядра, подбираются и изделия по групповым характеристикам.

7. Анализ продаж по торговым точкам.

До сих пор мы анализировали общий объем продаж по всей торговой сети. На этом этапе перейдем к анализу продаж торговых точек. Магазины сети размещены в разных локациях, часто имеют разную площадь, разную проходимость, разный средний чек. Наша задача заключается в оптимизации всех товарных остатков. Следовательно, объем товарных запасов должен отличаться в зависимости от продаж точки. Напрашивается составление индивидуальных матриц для каждого магазина. Но представьте, сколько матриц надо одновременно вести. Объем данных может быть слишком большой, а результат долгой и кропотливой работы не оправдать ожиданий.

Предлагаем такое решение: сгруппировать магазины сети на основе продаж каждой конкретной товарной группы.

image1

В приведенном примере, на основе продаж, выделены три вида ассортиментных матриц для торговых точек. Условно: большая, средняя, маленькая.

Такое распределение возможно при условии, что средний чек в товарной группе Цепи примерно одинаковый по всем магазинам. Если средний чек существенно отличается, то формировать матрицы следует с учетом ценовых диапазонов. Объем матрицы зависит от плановой оборачиваемости, срока подсортировки и присутствия товара в товарной выкладке.

Для сокращения сроков подсортировки, можно организовать запас наиболее продаваемых артикулов на отдельном складе. Это позволит уменьшить общие остатки по сети. Для условного склада подсортировки также можно сформировать отдельную матрицу.

8. Формирование матрицы.

Формирование ассортиментной матрицы в программе “ЮвелирСофт” состоит из 2 этапов:

  • формирование групповой матрицы

  • определение артикульного ядра групповой матрицы

Опять вернемся к нашему примеру. Сформируем матрицу для цепей по плетениям Нонна и Панцирная. Для расчета объема групповой матрицы удобно пользоваться уже знакомым нам отчетом Анализ структуры категории с группировкой по диаметру проволоки и размеру. Настроив условия отбора и необходимые группировки, получаем статистику продаж.

image2

Для анализа берем данные прошлого периода, 2018 год в этом примере. Признаемся, что мы немного облегчили себе работу, определяя объем на основе продаж прошлого года. Перед расчетом необходимого количества изделий, мы убедились, что колебания сезонности по группе цепи незначительны и объемы продаж прошлого года сопоставимы с продажами текущего периода. Если бы эти два условия не выполнялись, то в расчетный объем надо было бы вносить корректировку.

В пункте 7 мы рассчитали, что для плетений Нонна и Панцирная достаточно будет двух матриц – большой и маленькой, на каждый тип плетения. И еще одна матрица будет относиться к складу подсортировки.

Проанализировав отчет, определяем объемы в разрезе диаметр проволоки / размер

image3

Фактически мы уже собрали параметры групповой матрицы. Теперь сформируем ядро артикулов, то есть артикулов, которые обязательно должны присутствовать в торговой точке. Перестроив отчет, Анализ структуры категории, определяем наиболее продаваемый ассортимент.

image4

Это, безусловно, кропотливая, но очень нужная работа. Как мы уже упоминали раньше, ядро может быть 100%-ым. Количество артикулов в 100%-ом ядре равно количеству по групповой матрице. Когда количество в ядре меньше чем в групповой матрице, то ядро обеспечивает лишь частичное заполнение фиксированными артикулами. Заполнение остального количества в такой матрице производится по групповым признакам.

Применительно к нашему примеру – формирование 100% ядра для большой матрицы, малой и матрицы подсортировки

image5