ГИИС ДМДК: Подключаем транспортный модуль
Судьба ГИИС вечно ведет нас туда, куда мы идти совсем не собирались…
Дмитрий Румянцев
На повестке снова ГИИС ДМДК. В этот раз не с вводом начальных остатков, не с корректировкой, не с физической маркировкой, а с Транспортным модулем.
Переход на использование транспортного модуля будет заключительным этапом обеспечения контроля за движением драгоценных металлов и драгоценных камней в процессе производственно-хозяйственной деятельности организаций посредством организации их учета в точном соответствии инструкции 231н с использованием ГИИС ДМДК.
У Вас сразу возникнет ряд вопросов: Когда? Обязательно? Можно ли будет работать без ТМ? Что нужно для работы с ТМ? Как он будет работать? Зачем? Почему? ЗА ЧТО …? Что делать?
В данной статье ответим на каждый из них.
Но. Зная пути и излюбленные методы разработки ГИИС ДМДК, мы уточним – статья написана по информации, которой обладаем на 1 февраля 2024 года.
Сроки
Начать стоит со сроков – на совещаниях рабочих групп разработчиков ГИИС ДМДК с Регулятором звучал срок – сентябрь 2024 года. Сейчас розница выводит из оборота изделия через «Реализацию», а ТМ придет на ее замену. И боюсь, что какого-то дополнительного переходного периода у нас с Вами не будет – скорее всего, он уже идет. И в сентябре 2024 года возможность вывода изделий из оборота через «Реализацию» наверняка будет закрыта.
Для чего нужен транспортный модуль
Транспортный модуль предназначен для того, чтобы участникам оборота не нужно было вручную в личном кабинете ГИИС ДМДК регистрировать кассовые чеки розничной продажи (возврата) ювелирных изделий. При использовании транспортного модуля продажи будут регистрироваться в автоматическом режиме через ПО кассового аппарата или Учетной системы поддерживающих интеграцию с ТМ. Тем, кто отправлял данные о продажах через Интеграционный сервис ГИИС ДМДК так же нужно будет переходить на ТМ.
Со стороны покупателя это вроде бы звучит логично. Все покупатели привыкли на кассе сканировать DataMatrix код с молочной продукции, воды и т.д. С точки зрения продавца тоже удобно – касса передаст информацию в транспортный модуль и выведет УИН из оборота.
Вот тут как раз и начинается интересное. Я не буду останавливаться на детальном изучении блок схемы обработки кассового чека транспортным модулем – она выложена на сайте dmdk.ru в разделе «для бизнеса».
Но на основные моменты мы обратим особое внимание:
1. Сами по себе кассы работать с ТМ не умеют. А это означает, что между кассой и ТМ должна быть программная прослойка, которая будет это делать. Т.е. автономные кассы, смарт-терминалы (например Эватор) должны быть доработаны их производителями. Мы протестировали наши программы с фискальными регистраторами «АТОЛ» и «ШТРИХ-М» они будут работать с ТМ.
Так же, по имеющейся у нас информации, АО «Гознак» ведет переговоры с крупными поставщиками кассового ПО о доработке их продуктов.
2. Вручную в ТМ внести данные нельзя. Соответственно те, кто сейчас в личном кабинете ГИИС ДМДК выводит из оборота реализованную продукцию руками, будет вынужден переходить на более прогрессивные методы работы или ожидать, что их вендор кассового оборудования будет работать с ТМ.
3. Маркетплейсы? Для продаж через маркетплейсы АО «Гознак» разработаны три схемы регистрации в ГИИС ДМДК сведений о розничной продаже (возврате) ювелирных изделий, учитывающие специфику используемой модели взаимодействия (набора услуг, которые продавец делегирует маркетплейсу). Использовать транспортный модуль понадобится только в случае модели взаимодействия DBS (realFBS), когда маркетплейс используется только как витрина для привлечения клиентов, а хранение, упаковку и доставку товаров продавец выполняет самостоятельно. В других моделях взаимодействия (FBO/FBY/FBW/FBS) передача сведений о розничной продаже выполняется маркетплейсом и (или) оператором онлайн-касс, с которыми взаимодействует продавец ювелирных изделий.
4. Если по одной из позиций в чеке есть проблема и ГИИС ДМДК выдает ошибку (например – Партия не зарегистрирована или Действие недопустимо для данного состояния объекта), то в ГИИС ДМДК не уйдет информация по всему чеку. Данный момент находится на проработке.
5. ТМ сообщает только о том, что информация в ГИИС ДМДК ушла. Или выдает ошибку. Но вот если транзакция в ГИИС ДМДК ушла и там им не обработалась, то вы об этом узнаете только при сверке с ГИИС ДМДК. Вопрос так же на проработке. Потому как наши разработчики в тестовых условиях, при минимальной загрузке серверов смогли получить подобные отрицательные результаты. А что будет, когда в ТМ массово начнут загружать данные со всей страны? Мы все прекрасно помним 1-15 января 2022 года, когда ГИИС ДМДК не справился с потоком загружаемых данных об остатках.
6. ТМ должен быть установлен в каждой торговой точке. Один ТМ = Одна торговая точка. Десять торговых точек = Десять транспортных модулей. Одновременная работа нескольких транспортных модулей на одном компьютере невозможна.
7. Для работы с ТМом в личном кабинете ГИИС ДМДК вы должны вести учет по торговым точкам (ТОПам). Т.е. каждая торговая точка будет зарегистрирована как отдельный ТОП, даже если вы Индивидуальный предприниматель. И все перемещения с основного склада в магазин и обратно нужно регистрировать в ГИИС ДМДК.
С чего начать?
В первую очередь стоит задуматься о подготовке рабочих мест в торговых точках. Подключение транспортного модуля это дополнительная нагрузка на компьютер. Для современных компьютеров эта нагрузка незначительная, а вот слабые компьютеры с 4ГБ оперативной памяти перестанут справляться с возложенной на них нагрузкой.
Мы же рекомендуем использовать в торговых точках компьютеры со следующими характеристиками:
- ОС Microsoft Windows 10, 11;
- Процессор: Intel i3 не ниже 6 поколения или не слабее AMD Ryzen 5 3500U;
- Оперативная память DDR4 – не менее 8 ГБ;
- SSD накопитель;
- Скорость Интернета не ниже 10-20 Мбит/с.
Мы не настаиваем на данных характеристиках, но при них вы не должны встретить проблем с работой.
Во-вторых – сверка учета с ГИИС ДМДК. Как и говорил ранее, при начале работы с ТМ, Вы будете вынуждены сделать перемещения с Головной организации на торговые точки. И могут выплыть неприятные моменты:
1. Обезличенные вставки – изделия с обезличенными вставками нельзя прикрепить к спецификации = нельзя переместить на ТОП.
2. Наличие в учетной системе УИНов, которых нет в ГИИС ДМДК. Наша техническая поддержка часто сталкивается с данной проблемой. Когда поставщик прислал в спецификации одни УИНы, в электронной накладной другие УИНы, а на бирках могут быть третьи.
3. Зависшие спецификации – когда вы поставили на учет изделия, выложили на витрину и начали торговать, а спецификацию от поставщика не приняли в личном кабинете ГИИС ДМДК.
4. Лишние УИНы – когда заносили начальные остатки, по тем или иным независящим от Вас причинам, в личном кабинете могли появиться изделия двойники. К сожалению это беда встречалась довольно часто на старте ГИИС ДМДК, когда и Интеграционный сервис работал плохо, да и чего греха таить – учетные системы тоже не были готовы к тому, что Интеграционный сервис может плохо работать…
Наши программные продукты позволяют все это сделать через документ «Инвентаризация/Сверка УИНов».
Третий этап – заведение территориально обособленных подразделений в ГИИС ДМДК. Если они у Вас отсутствуют, то нужно внести изменения в организацию в личном кабинете.
Четвертый этап – распределение остатков между ТОПами. Процесс равносилен отправке спецификации контрагенту, за тем небольшим исключением, что принимать спецификацию на обратной стороне нет необходимости – она будет принята автоматически и изделия встанут на хранение уже в Вашем обособленном подразделении. Никакой привязки документов или контрактов не требуется.
В программных продуктах нашей компании в новых релизах будет добавлен документ «Ввод остатков по территориально обособленным подразделениям». Документы поможет сформировать встроенный помощник.
На этом этапе Важно помнить, что у ГИИС ДМДК есть свои внутренние ограничения. В том числе и на количество позиций в спецификации.
Заключительный этап – настройка транспортного модуля на компьютере. На текущий момент, при всей невзрачности и простоте настройки описанной в инструкции, для обычного пользователя это будет БОЛЬ. И боюсь повторения истории, когда у всех возникли трудности с банальным входом в личный кабинет 1 сентября 2021 года. В свою очередь мы приложим максимум усилий, чтобы этого не допустить.
Вывод
Переход на работу с транспортным модулем будет обязателен для всех и для минимизации проблем при розничной продаже рекомендуем участникам рынка ДМДК ответственно подходить к выполнению входного контроля поступающего на реализацию товара, включая внимательную проверку сведений о товаре в ГИИС ДМДК, обязательно соблюдать последовательность и сроки регистрации в ГИИС ДМДК фактически выполненных операций, а также использовать возможности инвентаризации для приведения учета в ГИИС ДМДК к фактическому состоянию витрины/склада.