rtrg?p=VK-RTRG-355434-fenb7

отчеты ломбардов в ЦБ

Ломбард. Отчеты. Самый больной вопрос, который можно только представить. Центральный банк Российской Федерации (выполняет функции регулятора на основании пункта 3 статьи 2.3 Федерального закона №196-ФЗ), установил перечень отчетности, которую ломбарды обязаны предоставлять в Банк России. И эту отчетность фактически невозможно собрать без автоматизированной системы, ведущей учет деятельности ломбарда во всех необходимых разрезах.

Программный продукт, разработанный компанией “ЮвелирСофт”, разработан с учетом всех нормативных документов и разъяснений, приведенных в информационных письмах.

Если Вас не сильно интересует “философия” блока отчета ломбарда в ЦБ и Росфинмониторинг, а так же какие именно документы Мы использовали, то можете сразу перейти к краткому резюме.

Отчетность ломбарда в ЦБ

Тем кто остался, кратко перечисляем, напоминаем (да и себе тоже) на какие нормативные документы Мы опирались при разработке отраслевой отчетности и на что обращали дополнительное внимание.

Форма отчетности ломбарда
Отчет о деятельности Ломбарда
Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда
Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций
Нормативный документ
Указание ЦБ РФ от 30.12.2015 г. №3927-У с изменениями, введенными Указанием Банка России от 02.04.2018 N 4764-У
Указание ЦБ РФ от 30.12.2015 г. №3927-У
Указание ЦБ РФ от 09.07.2016 г. №3719-У

Кроме того, дополнительно использовалась информация:

Указание №4764 (http://cbr.ru/queries/unidbquery/file/50883?fileid=578) в пункте 3 содержит параметры проверки отдельных показателей Отчета о деятельности ломбарда. Функции контроля значений по соответствующим графам реализованы в продукте.

Ответы на актуальные вопросы, связанные с предоставлением отчетности в ЦБ (https://www.cbr.ru/reception/faq/reports_mfo).

Информационное письмо от 17.03.2016 г. № ИН-014-12/13 об обобщении практики применения Указания Банка России № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежным средствами». (https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/11794/Inf_mar_2316.pdf)

Для полноты информации обращаем внимание, что к годовому отчету о деятельности ломбарда необходимо приложить электронный документ с годовой бухгалтерской и финансовой отчетностью.

За формирование отчетов в ЦБ в программе “Бухгалтерия Ювелирного Ломбарда” отвечают помощники формирования отчета. Подробнее в блоке документации к программному продукту Отчетность ломбарда в ЦБ и Росфинмониторинг.

Отчетность в ЦБ отправляется через личный кабинет участника информационного обмена. К сожалению, на текущий момент (март 2019), еще остается много вопросов по работе с кабинетом и по работе с программой подготовки электронных документов. Мы надеемся, что в ближайшее время, все замечания будут сняты, и система сдачи отчетности будет функционировать в полном объеме.

Если в процессе работы с программой Бухгалтерия Ювелирного Ломбарда у Вас возникают какие-либо вопросы, как формируется отчетность ломбардов в ЦБ, или у Вас есть предложения, как упростить, улучшить, сделать удобнее сам процесс сбора данных, то Мы всегда открыты для Ваших предложений.

Отчетность ломбарда в ЦБ и Росфинмониторинг. Общие положения

Отдельного упоминания заслуживает Положение Банка России от 12 декабря 2014 г. № 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Для реализации данного Положения (с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 18 августа 2016 г. N 4105 -У) в программном продукте реализована целая система сбора, хранения и управления информацией о клиентах.

Согласитесь, что однажды выстроенный продукт не дорогого стоит, если в нем не заложены возможности настройки под актуальные, на момент проверки, требования законодательства. А новые приказы, положения, информационные письма с разъяснениями, уточнениями и изменениями, выходят с завидной регулярностью.

Поэтому, основной упор сделан на универсальность блока идентификации клиента и разработки широкого диапазона настроек, за счет которых сводится к минимуму необходимость изменения программного продукта в связи с изменившимися требованиями. Как пример (на момент написания данного материала, март 2019), новые требования к порядку идентификации, установленные Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 №366 (http://www.fedsfm.ru/documents/rfm/3786) не потребовали переработки блока идентификации и проверки клиентов в программе.

Отчетность ломбарда в Росфинмониторинг.

Отчетность ломбарда в Росфинмониторинг

В соответствии с упомянутым ранее Положение Банка России от 12 декабря 2014 г. № 444-П, организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать, в нашем случае, физическое лицо. Процесс идентификации включает в себя проверку клиента по базам лиц:

  • Причастных к экстремистской деятельности или терроризму

  • Причастных к распространению оружию массового поражения

  • Принадлежности к государствам, не выполняющим
    рекомендации ФАТФ

Кроме того, происходит проверка по спискам лиц:

  • с замороженными активами

  • по которым было принято решение об отказе выполняющим совершении операции

В завершении проверки предоставленный паспорт проверяется по базе недействительных паспортов МВД.

Списки лиц по каждой группе проверки загружаются пользователем из личных кабинетов, или как в случае с проверкой паспортов, настраивается доступ к уже готовому списку. Подробнее в блоке документации к программному продукту Отчетность ломбарда в ЦБ и Росфинмониторинг.

Если Ломбард ведет интенсивную деятельность, то просто невозможно, вручную, без существенного увеличения штата, вести контроль сделок, попадающих под обязательный контроль. В помощь ответственным за финмониторинг, в программе реализован обязательный контроль по операциям с денежными средствами на сумму равную и выше 600 000 рублей. Операции, удовлетворяющие критериям необычных сделок с признаками 3701, 3702, 3704 отслеживаются в автоматическом режиме. Формирование внутренних сообщений настраивается по параметрам, заданным в Учетной политике.

Обращаем внимание, что в Бухгалтерии Ювелирного ломбарда, происходит накопление операций, удовлетворяющих критериям необычных сделок. Это не означает, что собранные сведения должны быть обязательно отправлены. Решение о направление или не направление сведений принимает СДЛ, а в программном продукте фиксируется принятое решение. Как выше было отмечено, основная задача программы – это предоставление технической возможности для работы согласно действующих нормативных документов.

На текущий момент, сроки предоставления сведений и информации в уполномоченный орган устанавливает Указание Банка России от 17 октября 2018 года № 4937-У (https://cbr.ru/queries/unidbquery/file/90134/728 ) и разделены понятия “проверки” и “сверки” наличия среди клиентов лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию денежных средств (http://www.smyslovy.ru/docs/cb26022019.pdf ). Но если корректировка или изменение сроков предоставления сведений может происходить без выпуска обновленного программного продукта, то изменение формата предоставления сведений в уполномоченный орган в электронном виде (по тому же Указанию Банка России № 4937-У), требует серьезной работы программистов и выпуска нового релиза.

Краткое резюме

Программный продукт “Бухгалтерия Ювелирного Ломбарда” предоставляет техническую возможность для соблюдения всех нормативных требований по сдаче отчетности в ЦБ и соблюдению 115-ФЗ.

Если изменения, инициируемые регулятором, не касаются состава хранимой информации и формата передачи электронных документов, то обновления программного продукта, скорее всего, не потребуется.

При существенных изменениях, таких как новый вид перечня лиц, на работу с которыми наложены определенные ограничения, состав хранимой информации о клиенте, формат передачи электронных сообщений, специалисты компании ЮвелирСофт в период до вступления изменений в силу выпускают новый релиз.

Заключение

По традиции Мы ждем обратной связи. Нам необходимо знать была ли информация полезной и как лучше донести до Вас информацию, особенно такую не простую как отчеты ломбарда в ЦБ и Росфинмониторинг.